• Регистрация

Мотивация выбора профессии и вуза московскими абитуриентами

О.П. Неменова, 
руководитель Учебного центра «Довузовское и дополнительное образование», преподаватель факультета социальной психологии МГППУ
 
Мотивация выбора профессии и вуза московскими абитуриентами (по результатам анкетирования участников выставки "Образование и Карьера" в апреле 2001 года) В статье представлены результаты социально-психологического исследования, посвященного изу¬чению мотивации выбора профессии абитуриента¬ми.

 

В качестве основного инструмента использова¬на анкета, разработанная научными сотрудниками сектора социально-психологических проблем об¬разования Московского городского психолого-педагогического института. Опрос и интервьюирование проводились как пилотажный этап для апробации исследовательских гипотез и инструментария.
Респондентами были в подавляющем большин¬стве учащиеся московских школ (75% от всех оп¬рошенных на выставке), причем из них: будущие выпускники 2001-2003 гг. (возраст 14—16 лет – 81%); выпускники 2000, 2001 гг. (возраст 17—19 лет – 17%).

 

Другими опрошенными респондентами яви¬лись: учащиеся лицеев и гимназий - 11% (в том числе, лицей - 9%, гимназия - 2%) от всей вы¬борки; студенты колледжей и техникумов - 6% от всей выборки; студенты вузов - 4% от всей выборки. Присутствие на выставке можно расценивать как одно из проявлений сформированной моти¬вации выбора профессии, активный поиск инфор¬мации о вузе и профессии. Анализ возрастного состава посетителей выставки "Образование и карьера" позволяет сделать предположение, что поиск профессии и вуза активизируется за год до окончания учебного заведения, поскольку боль¬шинство опрошенных на выставке относятся к возрастному интервалу 14~1б лет. (Эта гипотеза, выявленная на этапе пилотажа, будет проверяться и уточняться на последующих этапах исследо¬вания.)

 

Портрет нашего респондента имеет явно выраженные черты женского лица: среди опрошен¬ных 63% лиц женского пола. Наиболее популярные сферы профессиональной деятельности у посетив¬ших выставку старшеклассников это - экономика (30%), психология (20%), лингвистика и др. сферы гуманитарных знаний (15%). Школьники 2000 и 2001 годов выпуска выбирают такие специальности: экономика (27%), психология (21%), информационные и компьютерные технологии (20%), юриспруденция (18%), менеджмент (19%). Выборка в 425 человек достаточно представительная, чтобы можно было делать вывод об изменении приоритетов. Например, юриспруденция интере¬сует выпускников 2002 года меньше, чем выпускников 2001 года, зато растет интерес к лингвистике и другим гуманитарным дисциплинам (истории, фило¬софии ит. п.), к профессиям техническим. Устойчивым остается престиж эко¬номики и психологии в обеих возрастных группах.

 

Другие возрастные группы статистически не представительны (младше 14лет, 20~22 года, старше 22 лет), поэтому выводы о профессиональном выборе этих групп делать нецелесообразно. Участники опроса - наиболее активные и подготовленные старшеклассники, выпускники школ, а также других образовательных учреждений. Большинство из них уже определились со сферой будущей профессиональной деятельности и выставка для них - способ познакомиться поближе и выбрать подходящий вуз. Опрошенные посетители выставки - это дети родителей с высшим образо¬ванием (69%). Зачастую родители являются главными экспертами для своих детей в выборе профессии (34~32% респондентов указали, что именно роди¬тели повлияли на выбор профессии).

 

Выбирая будущее место работы, большинство называют частное предпри¬ятие - 42%, мечтают открыть свое дело 30% ответивших, в государственном секторе планируют работать лишь 36% молодых москвичей. Успех в жизни чаще всего ассоциируется с успешной карьерой. Наши рес¬понденты выбирают как главный критерий успеха в жизни профессиональную самореализацию. Половина опрошенных считают, что главные ценности жиз¬ненного успеха это: заниматься любимым и интересным делом; быть хорошим профессионалом в своем деле. Далее следуют менее значимые ценности: иметь постоянную работу и гарантированное будущее; создать счастливую семью, растить детей; иметь доход выше среднего, быть богатым (диаграмма 1). Средства для достижения успеха в карьере могут быть разными. И наши респонденты в большинстве своем на уровне вербального поведения выбира¬ют "правильные", социально одобряемые ответы (табл. 1).

 

"КАКОВЫ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАИБОЛЕЕ РЕАЛЬНЫЕ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В КАРЬЕРЕ"

 

1.        

Выбрать профессию в соответствии со своими способностями

249

55%

2.        

Находить общий язык с разными людьми

235

52%

3.        

Получить диплом престижного вуза

193

43%

4.        

Постоянно повышать уровень своей квалификации

150

33%

5.        

Иметь полезные связи

145

32%

6.        

Уметь начать все сначала, не бояться неудач

129

29%

7.        

Владеть несколькими профессиями

124

27%

8.        

Уметь работать в команде

109

24%

9.        

Добиваться своей цели и делать карьеру любыми средствами

106

23%

10.     

Ладить с начальством

66

15%

11.     

Быть лидером, вести других за собой

62

14%

12.     

Учиться всю жизнь

40

9%

13.     

Иметь привлекательную внешность

39

9%

14.     

Иметь богатых родителей, родственников

32

7%

 

Значимые, наиболее часто выбираемые варианты ответов классифициро­ваны нами по трем основаниям: ценности-цели (цель - успех в карьере); ценности-средства (средства достижения карьеры); ценности личностного ро­ста(формирование черт характера, способствующих карьерному успеху).

Ценности-цели:

• выбрать профессию в соответствии со своими способностями,

• постоянно повышать уровень своей квалификации,

• владеть несколькими профессиями,

• быть лидером, вести других за собой.

Ценности - средства:

• получить диплом престижного вуза,

• иметь полезные связи,

• ладить с начальством.

Ценности, связанные с личностным развитием, формированием черт характера, способствующих жизненному успеху:

• находить общий язык с разными людьми,

• уметь начать все сначала, не бояться неудач,

• уметь работать в команде,

• добиваться своей цели и делать карьеру любыми средствами.

Задача изучения мотивации выбора профессии на данном этапе исследования операционализируется через вопросы, направленные на выявление социальных ожиданий, ценностных ориентаций, прагматических задач и целейопрашиваемых.

Анализ и корреляция ответов на вопросы "Каковы, по Вашему мнению, наиболее реальные пути достижения успеха в карьере" и "Что для Вас значит достичь успеха в жизни" позволяют выявить характерные для этой выборки прогнозируемые модели будущей карьеры.

Если рассмотреть пять первых из наиболее часто выбираемых ответов на вопрос "Каковы, по Вашему мнению, наиболее реальные пути достижения успеха в карьере" (см. табл. 1), то можно прогнозировать различные модели поведения наших респондентов на рынке труда.

Для тех, кто собирается выбрать профессию в соответствии со своими способностями, важно:

• быть хорошим профессионалом (65%),

• иметь хороший досуг (64%),

• создать счастливую семью (59%), иметь много друзей(59%).

Те, для кого важно находить общий язык с разными людьми, значимыми ценностями выбирают:

разнообразный досуг (69%), друзей (61%),

высокий общественный статус (59%), занятия любимым делом (57%) счастливую семью (57%).

Диплом престижного вуза имеет большое значение с точки зрения тех, кто выбирает как цель жизни:

интересный досуг (54%), богатство (51%), семью (49%), друзей (49%).

Для потенциальных "работоголиков", которые всегда озабочены ростом своей квалификации, самой значимой ценностью является рост профессионализма:

быть хорошим профессионалом (42%), заниматься любимым и интересным делом (37%) создать счастливую семью, растить детей (36%), все остальные приоритеты значительно уступают по значимости.

Категория "истинных" карьеристов, ценящих прежде всего полезные связи, ориентирована на следующие ценности:

высокий доход (47%),

высокий общественный статус (44%),

разнообразный досуг (40%) и путешествия (41%).

Дополнительную информацию о прогнозируемом поведении наших респон­дентов на рынке труда можно почерпнуть из ответов на вопрос о поиске работы.

Если сопоставить ответы на вопрос о поиске работы с ответами на вопрос о безработице (38% отвечают: да, это вполне реально), то можно констатиро­вать высокую степень неуверенности молодых людей, которые планируют свою будущую карьеру. Поэтому большая доля ответов (51%) об опоре на собствен­ные силы не очень убедительна (табл. 2).

"ДОПУСКАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО МОЖЕТЕ ОКАЗАТЬСЯ БЕЗРАБОТНЫМ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ"

Таблица 2

 

 

Да, это вполне реально

172

38%

Да, но вероятность этого мала

58

13%

Затрудняюсь ответить

55

12%

Скорее нет, это маловероятно

57

13%

Нет, это практически невозможно

101

22%

 

Если перейти от долгосрочных прогнозов к оценке ближайшей зоны разви­тия наших респондентов то начать следует прежде всего с подготовки к по­ступлению в вуз и выбору вуза. Уровень подготовки московских школьников к поступлению в престижный государственный вуз, как правило, не соответ­ствует требованиям, предъявляемым на вступительных экзаменах.

Поэтому практически все опрошенные нами школьники (83%) занимают­ся дополнительно на подготовительных курсах, с репетитором, в профиль­ных классах, оплачивая свое обучение. Только 4% опрошенных учатся на подготовительном отделении, которое по закону об образовании предоставля­ет возможность бесплатного обучения (табл. 3).

Здесь уместно обозначить проблему качества подготовки выпускников образовательных учреждений, дающих документ осреднем (общем) образо­вании (школы, гимназии, лицеи) и документ о среднем специальном образо­вании (техникумы, колледжи) в связи с реформой образования и переходом к единому тестированию уровня знаний.

Качество подготовки абитуриентов при переходе к единому тестированию не может претерпеть быстрых изменений к лучшему. Для этого потребуется продолжительное время переходного периода и серьезные государственные инвестиции в систему образования.

Уровень знаний потенциальных абитуриентов по результатам единого те­стирования не сможет соответствовать требованиям приемных экзаменов пре­стижных вузов. Так же как и теперь оценки в аттестате абитуриента, даже если они "отличные" и "хорошие", не гарантируют необходимый для обучения в вузе уровень знаний.

Проблема подготовки к поступлению в вуз и подготовки к единому тестиро­ванию по-прежнему останется актуальной и ляжет на плечи родителей. По-пре­жнему будет существовать дополнительное платное образование выпускника, желающего успешно пройти тестирование и получить документ о среднем обра­зовании более высокого уровня, дающий право на участие в конкурсе в пре­стижный вуз.

"КАК ВЫ ГОТОВИТЕСЬ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВЫБРАННОЕ ВАМИ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ"

Таблица 3

 

Занимаюсь на подготовительных курсах

227

50%

Занимаюсь самостоятельно

123

27%

Занимаюсь с репетитором

109

24%

Учусь в профильном классе

47

9%

Учусь на подготовительном отделении

20

4%

Не готовлюсь

23

5%

 

Многие абитуриенты планируют поступление в вуз на платной основе, по­скольку не рассчитывают выдержать конкурс на вступительных испытаниях. Около 37% потенциальных студентов готовы оплачивать свое обучение (диаг­рамма 3). Точнее, готовы не они сами, а их родители (62% ответили, что ро­дители полностью оплатят учебу) (табл. 4).

 "ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ УЧИТЬСЯ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ, ТО НА КАКИЕ СРЕДСТВА"

Таблица 4.

 

Родители полностью смогут обеспечить оплату учебы

282

62%

Рассчитываю на собственный заработок

52

12%

Надеюсь найти спонсоров

11

2%

Не ответили на вопрос

107

24%

Всего

452

100%

 

Исследовательская значимость ответов на вопрос о размере оплаты за образование имеет в первую очередь ценность в связи с тем, что корре­лирует с объективными маркетинговыми оценками стоимости услуг выс­шего образования в Москве. Опрашиваемые называют близкую к реаль­ной стоимость образовательной услуги в тех вузах, куда они планируют поступать, что дает право говорить, во-первых, об информированности наших респондентов, а во-вторых, о достоверности полученных нами результатов.

Средняя по Москве стоимость 500-800 долларов США за семестр дос­тупна по результатам нашего опроса 22%респондентов. Обучение в пре­стижных вузах и на престижных специальностях в среднем обходится в 800- 2000 долларов за семестр. Готовы заплатить такую сумму за обучение в данной выборке 9% от всех опрошенных.

 

Выяснение проблемы ценности высшего образования и определяемой этой ценностью возможности различных профессиональных и социальных групп населения платить за высшее образование своих детей становится особенно актуальной в связи с реформой образовательной системы, пла­нируемой правительством России, начало реализации которой намечено на 2004 год.

Количественный анализ платежеспособности различных социально-профессиональных групп населения требует специально подготовленного ис­следования и строго выверенной выборки и не является целью данного ис­следования. Выборка нашего исследования является случайной и не годится для социально-экономического прогноза. Приняв во внимание это ограни­чение, все же можно указать ряд тенденций, свидетельствующих о готовно­сти платить за образование своих детей работников различных сфер про­фессиональной деятельности (табл. 5).

Таблица 5

 

Сфера профессиональной деятельности отца

Доля профессиональной группы в выборке

Из них готовы платить за учебу

Служба безопасности, МВД, охрана, ФСБ,таможня

3%

87%

Служба в армии

9%

65%

Администрирование, предпринимательство

12%

52%

Экономика, финансы, налоги

9%

46%

Услуги в сфере быта, торговля, реклама, туризм

13%

41%

Наука, образование

6%

35%

Медицина

2%

33%

Техника, строительство, транспорт, промышленность

28%

29%

 

 

Подводя итог анализу результатов пилотажного этапа исследования моти­вации выбора профессиональной сферы деятельности абитуриентами москов­ских вузов, можно сделать некоторые предварительные выводы.

Портрет респондента

Контингент исследованной выборки (425 человек) посетителей выставки "Образование и карьера" представляет собой наиболее мотивированную и активную группу абитуриентов, ориентированных на получение образования в престижных вузах Москвы. Пик поисковой активности приходится на предвыпускной год, т.е. он начинается за год до окончания учебного заведения.

Структура профессиональной занятости родителей опрошенных абитури­ентов очень широка, подавляющее большинство родителей - лица с высшим образованием. Выявлено влияние родителей на выбор профессии детьми, но не обнаружено преемственности профессий, связи профессии родителей и детей (кроме медицины, что требует проверки, поскольку мала выборка).

Престижные профессии

Популярностью у выпускников 2001 г. и будущих выпускников 2002, 2003 гг. пользуются следующие сферы профессиональной деятельности: экономика, психология, информационные и компьютерные технологии, юриспруденция, менеджмент, лингвистика и др.

Прогноз будущей карьеры

Выявлены модели построения будущей карьеры и связь с системой лично­стных ценностей абитуриентов наиболее продвинутой группы с точки зрения профессиональной мотивации. Требует дальнейшего осмысления и эмпири­ческой проверки схема анализа мотивации выбора профессии и связь профес­сионально значимых и личностных ценностей, их взаимовлияние.

Готовность платить за высшее образование. Проблема качества среднего образования. Реформа системы образования

В исследовании поставлена проблема качества подготовки к обучению в вузе. Сегодня платят за свою подготовку более 80% абитуриентов, неудовлет­воренных школьной подготовкой. Доля населения, готового платить за обуче­ние в вузе, по результатам пилотажного этапа исследования составляет около 40%. Причем эта выборка особая, состоящая из респондентов, для которых ценность высшего образования очень высока.

 

 

Источник: Журнал Практическая психология, № 2 за 2001 год.